Практика создания благотворительных спектаклей в Заречном вошла в сборник кейсов о взаимодействии НКО и бизнес компаний

Благотворительный спектакль: добро по обе стороны кулис

Бизнес-партнеры:

Представители малого и среднего бизнеса г. Заречный Пензенской области.

Суть проекта

У многих граждан бытует мнение, что помогать кому-то нужно с печалью в сердце и со слезами на глазах. А еще, что на спектакли и концерты нужно ходить исключительно с развлекательной целью. Как и многие НКО страны, «Фонд поддержки городских инициатив» г. Заречный вот уже третий год показывает и доказывает, что можно совместить приятное с полезным: сделать пожертвование, посмотреть мюзикл и увидеть мэра в гриме. Для этого лишь нужно поставить благотворительный спектакль.

Благотворительные спектакли в Заречном — это совместный проект жителей города, которые хотят помочь тяжелобольным детям выздороветь. Горожане «всем миром» — на свои средства, своими силами и привлекая к актерской работе известных в городе людей – ставят спектакль, все средства от распространения билетов на который направляются на поддержку подопечных «Фонда поддержки городских инициатив»  – детей, нуждающихся в дорогостоящем лечении. Кроме того, на самих спектаклях также организован сбор пожертвований в ящик, в пользу этих детей.

Всего за три года проекта было поставлено три спектакля. После «Бременских музыкантов» 2014 года, в 2015 году с успехом прошел мюзикл «Али – Баба и сорок разбойников», в 2016 году — «Летучий корабль». В 2017 году состоится четвертый благотворительный спектакль — мюзикл «Мама Мия». Спектакли произвели настоящий фурор: зрители и артисты всегда остаются в полном восторге. Но самое главное, это то, что данный проект по праву можно назвать городским, ведь он дает возможность абсолютно всем горожанам с удовольствием участвовать в благотворительности и помогать детям: кто-то на сцене, кто-то — организационно, а кто-то в качестве зрителя.

Ключевые слова – «проект жителей». Это значит, что каждый здесь представляет самого себя – не свою бизнес компанию, не должность, а прежде всего себя, как жителя города – физическое лицо. Именно поэтому в данном проекте принципиально нет спонсорских пакетов, упоминания названий бизнес — компаний на пресс — воллах, сайтах и со сцены. Акцент делается на индивидуальность человека и на то, что он сам может оказать помощь. Этим человеком может быть учитель, депутат, бизнесмен или мэр – абсолютно любой горожанин.

«Фонд поддержки городских инициатив» лишь собирает и распределяет собранные денежные пожертвования среди своих подопечных —  участников программы «Дар во благо». Все остальные функции – организаторские, режиссерские, продвижение проекта —  выполняет инициативная группа горожан. Несмотря на то, что все члены группы  позиционируют себя как физические лица  — чаще всего это те, кто занимает высокие посты в Заречном, или предприниматели, например – мэр города, депутаты Собрания представителей, руководители департаментов и городских учреждений и организаций. Многие вопросы при подготовке спектакля решаются с помощью их деловых связей. Таким образом, участие именно бизнеса здесь является косвенным, но говорить о том, что его здесь нет, было бы неправильно.

Распространение билетов происходит следующим образом. Любой житель города может получить приглашение на спектакль взамен на пожертвование фонду. Кроме кассы театра, каждый участник спектакля – будь то актер или организатор, берет часть приглашений, которую может раздать. Помогают все, потому что понимают, что пустых мест быть не должно. Как правило, все берут билеты себе и своей семье. Нередки и случаи, когда бизнесмены специально берут несколько десятков билетов и бесплатно раздают сотрудникам и их семьям как поощрение.

Таким образом, общими усилиями горожан из года в год пополняется бюджет благотворительной программы «Дар во благо». Это программа фонда, целью которой является сбор средств на лечение, диагностику и реабилитацию детей, страдающих тяжелыми заболеваниями. В 2014 году благодаря спектаклю удалось собрать — 936 тыс. рублей; в 2015 – уже более 1 млн. руб.; а 2016 году – более 1,3 млн. руб. За все три года 13 детей (с учетом повторов)  получили помощь. Большинство из них получили помощь уже во второй или третий раз.

Как строилось сотрудничество

Традицию проведения благотворительных мюзиклов в Заречном по праву можно назвать точкой отсчета деятельности фонда. Идея проведения первого благотворительного спектакля — мюзикла «Бременские музыканты» была предложена в 2013 году в клубе стратегического развития города. Идеей зажглись члены клуба – профессиональные актеры и мэр города. Они же и пригласили режиссера местного театра и хореографа. Так сформировалась творческая инициативная группа. В январе 2014 года был зарегистрирован «Фонд поддержки городских инициатив» и утверждена первая долгосрочная благотворительная программа «Дар во благо», в рамках которой началась подготовка к спектаклю.

Подбором артистов занималась творческая группа на волонтерских началах. Главный режиссер в соответствии с нужными по сценарию типажами, предлагал, кто займет ту или иную роль, а дальше шли переговоры. Кто-то соглашался, кто-то отказывался, вспоминались новые лица и снова переговоры. Также важно было включить в спектакль тех людей, смотря на которых, согласятся принять участие и другие.  Например, мэр города, депутаты Собрания представителей, заместитель генерального директора градообразующего предприятия. Важно, чтобы новоиспеченные артисты тоже чувствовали себя комфортно, и репетиции для них были не только работой, но и приятным времяпрепровождением в компании друзей и единомышленников. Также была договоренность – не брать в спектакль профессиональных артистов. Важно, чтобы все новоиспеченные артисты чувствовали себя на равных друг с другом. 

Привлечение внимания горожан к проекту началось еще задолго до репетиций. Был проведен народный кастинг. Через средства массовой информации и социальные сети приглашали горожан принять участие в спектакле. Кстати, на кастинг всегда приходят интересующиеся не только театром, но и благотворительностью, люди. Так, на первый кастинг пришла девушка, которая стала координатором клуба стратегического развития.

Административные функции также выполняла инициативная творческая группа: режиссер — постановщик, хореограф – все они являются работниками городского театра. Продюсированием спектакля  в 2016 году занимался известный в городе человек – директор бизнес – инкубатора Денис Климанов (участвовал в 2014 и 2015 гг.  в спектаклях как актер). В 2014 и 2015 гг. фактически функцию продюсера выполнял Владимир Кшуманев – учредитель «Фонда поддержки городских инициатив», актер Театра, заместитель директора Управления общественных связей г. Заречного. Благодаря этому была получена большая поддержка от местной власти, например, в вопросах договоренностей с площадкой, приглашения артистов и т.д. В 2016, 2017 гг  продюсером спектакля является  директор Бизнес-инкубатора «Импульс» — Денис Климанов.

Декорации, костюмы, реквизит – брали из не идущего репертуара театра. В 2016 году проект вышел на новый уровень, и было принято решение делать совершенно новый мюзикл. Ранее на сцене театра не было представлений со схожим сценарием и героями, а значит — готовых декораций и костюмов нет. Для постановки мюзикла «Летучий корабль» впервые решили все изготовить и пошить специально. Все необходимые для спектакля затраты по технической части легли на плечи артистов – бизнесменов. Это была их собственная инициатива. Не пришлось даже дополнительно мотивировать или объяснять значимость проекта.

В 2016 году подготовка к благотворительному спектаклю выросла в настоящий городской благотворительный проект «Летучий корабль».

Горожане, в рамках конкурса «Мой снежный двор», в своих дворах сооружали снежные скульптуры на тему любимой сказки, каждая школа и детский сад провели свои благотворительные мероприятия. К марафону подключились и учреждения культуры. Впервые в день премьеры была организована онлайн — трансляция благотворительного спектакля «Летучий корабль». Все они собирали пожертвования и приносили ящики с собранными пожертвованиями на премьеру.

Некоторые бизнес – компании безвозмездно предоставили проекту свои услуги, продукцию, силы и время. Одна рекламная компания выделила несколько билбордов в городе для афиш спектакля (также безвозмездно были предоставлены сити-форматы для наружной рекламы благополучателей). Другие предоставили еду и сувениры – их зрители, пришедшие на спектакль, могли получить в антракте в обмен на пожертвование в пользу фонда. Сотрудники некоторых других организаций – дизайнеры, пиарщики, сотрудники театра и многие участники инициативной группы – занимались подготовкой к спектаклю не только в свободное время, но и частично в рабочее, с разрешения руководства, разумеется.

Оформление сотрудничества с бизнесом

Представители малого бизнеса принимали участие в спектакле и оказывали поддержку в первую очередь, как горожане, а уже потом как представители бизнеса. Благодаря этому все договоренности были исключительно устными и носили добровольческий характер. Отношения с учреждениями, где были установлены ящики для сбора пожертвований, регламентировались договором о сотрудничестве (см. Приложение).

Зачем это бизнесу

Так как город небольшой (население составляет около 65 тысяч человек), то весь малый бизнес что называется, «на виду». Участие в спектакле представителей малого бизнеса формирует положительный, социально ответственный имидж как руководителя, так и самой компании в глазах власти и населения города.

Секреты успеха и возможные риски

Главный секрет успеха этого проекта – в очень высокой степени включенности всех участников, благодаря чему они сами находят и привносят в него все необходимые ресурсы – силы, время, связи, финансы, материалы, и т.д. Этот проект – «детище» всего города, и каждый может найти себе место в нем, почувствовать свою сопричастность большому делу, независимо от своего возраста и статуса.

Как и любой творческий проект, спектакль всегда должен быть свежим и любопытным для зрителя. Необходимо всегда удивлять сидящих в зале и это требует иногда и смены формы и жанра действа. Для Заречного в будущем, возможно, это будет ледовое шоу или перфоманс.

Риском для такой формы работы, если ее организовывать как повторяемую из года в год инициативу, может быть усталость, выгорание команды. Поэтому важно поощрять приход новых активных горожан, которые захотят изменить формат и влиться в команду проекта.

Творческая инициативная группа советует всем, кто планирует делать аналогичный проект у себя в городе, прежде чем приступить к проекту, заручиться поддержкой местной власти. Это очень важно в малых городах, где «все друг друга знают». Благодаря этому подготовка к спектаклю идет очень быстро и эффективно. Так же благодаря участию власти, быть причастным к этому проекту становится престижно, начинают вовлекаться полезные и интересные люди, готовые поддерживать проект.

Источник «Добрый Петербург»

 

Comments are closed.
Яндекс.Метрика